Блог Хантфлоу, huntflow.ru
Чтобы не переплачивать, но и не лишиться сотрудников
Управлять системой вознаграждения — это как заниматься серфингом. Чтобы компания оставалась на плаву, нужно умело балансировать между экономией и готовностью платить ценным сотрудникам.
Рекрутеры могут вручную сравнивать зарплаты на рынке, анализируя ожидания кандидатов из резюме и вакансий на джоб-бордах. Но это долго и недостоверно. Готовый зарплатный обзор поможет понять, сколько платят конкуренты, из чего складывается доход специалистов и сколько готовы платить вы с учетом задач и бюджета бизнеса. Аналитику можно получить за деньги или бесплатно.
Вместе с руководителем направления C&B в Ланите Никитой Гришиным разберем, из чего состоит зарплатный обзор, где его взять и что с ним делать потом, а также поговорим о недостатках бесплатной аналитики из открытых источников.
Для начала расскажу о трех способах, как раздобыть зарплатный обзор — один из них бесплатный.
Способ 1: купить готовый зарплатный обзор у провайдера
У какого провайдера лучше купить обзор
Провайдеры — крупные игроки международного рынка консалтинга и аудита. Например, АМТ Консалт, Korn Ferry (Hay), Ernst&Young, Willis Towers Watson. Некоторые международные провайдеры ушли из России или делают обзоры российского рынка, только если компания отправит данные в зарубежное представительство. Поэтому получить актуальный обзор провайдера стало сложнее.
Чтобы выбрать, у какого провайдера купить зарплатный обзор, узнайте:
- Какие компании участвуют в обзоре и насколько они подходят вам. Выбирайте того провайдера, чья выборка организаций ближе всего к вашему бизнесу по количеству сотрудников, сфере и масштабам деятельности.
- Какая глубина обзора. Например, один провайдер делает обзор IT-сферы по общим функциям: разработка программ, внедрение ПО. А другой провайдер — все то же самое, еще и детализирует по языкам программирования.
- Насколько понятно и логично составлены уровни должностей в обзоре. Идеально, если они пересекаются с грейдингом в вашей организации.
- Насколько подробно провайдер описывает функции для каждой должности. Чем детальнее они прописаны, тем проще соотнести их с уровнями должностей в компании.
Чтобы заполучить зарплатный обзор по индустрии, иногда недостаточно просто заплатить. Некоторые провайдеры продадут его только компании, которая сама предоставила информацию о зарплатах своих сотрудников для обзора.
Как выглядит готовый обзор провайдера
Провайдеры всегда оформляют обзоры в виде таблиц в экселе, чтобы было удобно фильтровать данные по регионам, функциональным областям и уровням должностей. Некоторые провайдеры еще делают веб-версию такой таблицы.
В обзоре указывают функционал каждого уровня, размер оклада, премий и других выплат. Суммы разбиты по процентилям, которые делят единую выборку на части. Например, десятый процентиль — это 10% от всех компаний, которые платят меньше остальных участников опроса.
Это фрагмент зарплатного обзора
компании АМТ Консалт. В таблице данные о том, сколько получают специалисты по управлению оплатой труда второго уровня. Можно сделать вывод, что одна половина опрошенных компаний платит им оклад ниже 191 300 ₽ в месяц, а другая — выше
Специалисты по C&B обычно ориентируются не на среднее, а на медианное значение — в обзорах оно отмечено как 50%. Это более реалистичный показатель. При расчете среднего учитываются и слишком высокие, и слишком низкие зарплаты. Из-за этого среднее значение может быть необоснованно завышено или занижено.
Как актуализировать результаты зарплатного обзора провайдера
Провайдеры выпускают обзоры раз в год. За это время зарплаты на рынке меняются, и нужны свежие данные. Для этого годовые результаты нужно актуализировать:
- Найти аналитический обзор провайдера за последний квартал и сравнить цифры с годовым отчетом. Квартальный обзоры не такие глубокие, как годовые. Обычно в них отражают, в каких регионах и насколько изменилась зарплата по сферам деятельности. Цифры дают без разбивки по языкам программирования и другим особенностям профессии, которые тоже влияют на доход.
- Учесть рыночную аналитику. Например, СМИ часто публикуют информацию о росте или падении доходов на тех или иных рынках — на нее тоже можно ориентироваться.
- Посоветоваться с эйчарами из других компаний.
- На своем опыте проанализировать, на какую зарплату сейчас соглашаются кандидаты.
В идеале стоит использовать все четыре способа. Двигайтесь от самых достоверных источников к менее точным, но более быстрым — тем, которые первыми реагируют на изменения рынка.
Плюсы и минусы зарплатных обзоров провайдеров
Способ 2: заказать зарплатное исследование в консалтинговой компании или кадровом агентстве
Можно не покупать готовый отчет, а заказать исследование в консалтинговой компании или кадровом агентстве. Тогда вы получите обзор, который уже будет учитывать классификацию должностей в вашей организации.
Но при таком исследовании возникает вопрос о достоверности данных. Здесь как повезет: если вам попался честный и ответственный подрядчик, который действительно накопал информацию, то все нормально. Но недобросовестный исполнитель может просто взять данные из головы или с Хедхантера. В большинстве случаев у вас не будет возможности перепроверить — из-за отсутствия доступа к первоисточнику информации, на основе которого составлялась аналитика.
Как правило, данные собираются вручную: аналитики опрашивают сотрудников компаний о выполняемых функциях, ежемесячном окладе, премиях и других выплатах. Затем они систематизируют результаты и заносят размер дохода по каждой должности в эксель-таблицу.