Статьи - Новости
рынка труда

Как «Вымпелком» сотрудников за сверхусилия в 2020 году премировал

27.04.2021

Ведомости

Юлиана Петрова

 

Оператор сотовой связи «Вымпелком» (бренд «Билайн») заплатит сотрудникам премию по итогам работы в 2020 г., несмотря на ухудшение ключевых финансово-экономических показателей по сравнению с 2019 г. и выполнение сводного плана по корпоративным целям только на 65,8%, сообщили топ-менеджеры компании на онлайновой конференции для сотрудников 31 марта. Официальное объяснение – бонус полагается за сверхусилия команды. Видеозапись конференции была выложена в свободный доступ на YouTube. Выручка «Вымпелкома» в России в 2020 г. по МСФО упала на 5,3%, EBITDA – на 14,9%, число абонентов мобильной связи снизилось на 8,7%, согласно отчету группы Veon (в которую входит «Вымпелком»).

«Вымпелком» не одинок. Каждый десятый российский работник получил премию по итогам 2020 г., несмотря на ухудшение финансового положения нанимателя, показало совместное исследование «Ведомостей» и компании Online Market Intelligence (OMI). По просьбе «Ведомостей» OMI опросила 11 940 работающих пользователей интернета, не менявших нанимателя в 2020 г. Выборка была взвешена по полу, возрасту и размеру населенных пунктов в соответствии с распределением онлайн-аудитории в России.

Так что же выдающегося совершили сотрудники «Вымпелкома» и насколько вообще обоснована практика премирования персонала и менеджмента при ухудшении результатов?

 

Меняя коэффициенты

На конференции исполнительный вице-президент «Вымпелкома» по персоналу, организационному развитию и поддержке Ольга Филатова объявила о дополнительном бонусе для сотрудников в 14,2%. Фактически произошла коррекция плана задним числом, считает Александр Шевчук, исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов. По оценкам Шевчука, система мотивации «Вымпелкома» предусматривает обнуление премии при выполнении плана меньше чем на 80%. А у «Вымпелкома» таких показателей два – NPS (выполнение целей на 0%) и свободный денежный поток UFCF (45%-ное выполнение). По выручке план выполнен на 95%, по EBITDA – на 89%, по числу пользователей 4G – на 103%, по розничной выручке от пакетных услуг в сетях 4G – на 109%. Де-факто это означает, что все сотрудники получат 80% годового бонуса за 2020 г., говорит Шевчук. Представитель «Вымпелкома» деталей о дополнительном бонусе не раскрыл.

Эти 14,2%, по мнению Шевчука, – компенсация за сложные внешние условия и признание акционерами того, что коллектив вел себя достойно. Случаи, когда менеджмент получал премию за неглубокое падение показателей, обычны на Западе, при условии что компания не опустится ниже оговоренного минимального уровня.

По словам представителя «Вымпелкома», прошлый год был экстремальным и для рынка, и для компании, поэтому решение о выплате бонусов принималось не только по формуле, но и в особом порядке. В расчет принимались не только формальные финансовые показатели, но и сложная внутренняя работа, которая закладывает фундамент будущих успехов.

Григорий Финкельштейн, партнер компании «Экопси консалтинг», говорит: если в конце года объявляют, что один из показателей (в частности, клиентская база или рост розничной выручки) важнее, чем казалось в начале года, это свидетельство несовершенства системы оценки результативности, ведь пересмотр должен происходить в течение года, а не после его окончания, говорит Финкельштейн. Также это может быть следствием классической российской проблемы сверхамбициозного целеполагания. Надо учитывать, что в начале 2020 г. произошли перестановки в высшем руководстве не только «Вымпелкома», но и материнской компании Veon. Но лучше было бы провести пересмотр целевых показателей еще летом, добавляет Финкельштейн.

 

Переломный квартал

На конференции гендиректор «Вымпелкома» Александр Торбахов сказал, что его компания – по-прежнему худший оператор на рынке по NPS (индексу клиентской лояльности). Отвечая на вопрос сотрудника, согласно ли высшее руководство с утверждением, что компания находится в инфраструктурном кризисе – кризисе кадров, процессов и IT, Торбахов согласился: находится.

Сам Торбахов был назначен на должность в начале апреля 2020 г., затем в течение года сменилось практически все высшее руководство. Из тех, кто работал в 2019 г., в топ-менеджменте уцелели лишь два руководителя, Виктор Бирюков и Джордж Хелд – исполнительные вице-президенты по юридической поддержке и GR, а также по развитию цифрового и нового бизнеса соответственно. В высшем руководстве появились две новые вице-президентские должности – по работе с данными, а также по качеству и клиентскому опыту.

Что команде «Вымпелкома» удалось сделать в 2020 г.? По словам Торбахова, в IV квартале компании впервые удалось преодолеть многолетний тренд оттока абонентов. Судя по отчетности, за три года компания растеряла около 8 млн абонентов. В пандемию отток усилился – в частности, из-за отъезда трудовых мигрантов. Однако в IV квартале впервые число абонентов выросло по сравнению с III кварталом, хотя и ненамного – с 49,7 млн до 49,9 млн человек. Шло активное строительство сети, капиталовложения (CAPEX) в IV квартале на 33% превышали цифры того же квартала 2019 г., число базовых станций четвертого поколения выросло на 25% по сравнению с IV кварталом 2019 г. В целом выручка и EBITDA в IV квартале упали ниже, чем за год в целом: на 2 и 11,9% соответственно.

На конференции топ-менеджеры рассказали о проделанной работе. Разработка новых продуктов ведется по принципам agile, у регионов теперь больше гибкости в выборе стратегии развития (из нескольких возможных); налицо успехи в финтехе и рост выручки от сервисов, связанных с большими данными; хорошие результаты в сегментах фиксированной связи и B2B. Теперь компания оперирует в работе с розничными клиентами и аналитике не продажами сим-карт, а клиентами – пользователями различных сервисов компании – как таковыми.

Согласно отчету Veon, численность персонала в России сократилась с 28 003 в 2019 г. до 26 453 человек в прошлом году – за счет снижения численности сотрудников, занимающихся маркетингом и продажами, почти на 2000 человек. Численность инженеров, разработчиков и специалистов, занимающихся строительством, напротив, в 2020 г. выросла почти на 500 человек.

Генеральный директор компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов говорит, что у «Вымпелкома» многолетние проблемы, на их решение уйдут годы, сейчас оператор только сокращает отставание от конкурентов. Заслуга новой управленческой команды в том, что она доказала необходимость масштабных инвестиций в инфраструктуру, считает Анкилов.

 

Руководитель, специалист, рабочий

Треть опрошенных OMI (3936 человек) заявили, что финансовое положение их нанимателя в 2020 г. ухудшилось. И 32,9% таких респондентов получили годовой бонус, причем каждому девятому из этих счастливчиков заплатили даже больше, чем по итогам 2019 г. Руководство сочло, что сотрудники не повинны в кризисе и работали не хуже или даже лучше, чем в 2019 г., хотело удержать ценных специалистов. Несмотря на кризис, многие компании не считают себя вправе менять то, что обещали, а если в контракте сотрудника записан метод расчета его бонуса и нет оговорки, что возможны изменения, компания обязана выплатить бонус, говорит Финкельштейн.

Святослав Бирюлин, гендиректор компании Sapiens Consulting, отмечает, что в некоторых случаях, чтобы избежать глубокого падения, действительно требуются сверхусилия. Жесткая связь между финансовыми результатами и доходами есть только у одной категории участников системы управления – у собственников. Наемные сотрудники получают бонусы не за прибыль и не за рост, а за решение поставленных задач. Поощрять наемных работников в кризис нормально, уверен Бирюлин. Иногда в кризис собственники пытаются урезать доходы менеджеров и тем самым их демотивируют как раз в тот момент, когда от них требуются особые усилия, отмечает он.

Доля сотрудников, получивших премии за 2020 г., заметно отличается в зависимости от должностного уровня. Руководители, как и ожидалось, находятся в привилегированном положении. Среди участников совместного исследования «Ведомостей» и OMI 24% респондентов – руководители разного уровня, 46% – специалисты или ведущие специалисты, 28% – рабочие (оставшиеся примерно 2% респондентов затруднились отнести себя к определенной категории). Оказалось, что среди руководителей высшего звена доля получателей премий по итогам работы в 2020 г. выше средней по выборке, а среди рабочих ниже. В целом 44,6% респондентов получили бонусы за прошлый год, среди высшего руководства доля получивших составила 52%, среди рабочих – 37,2%.

И чем выше должность руководителя, тем выше доля тех, кто в прошлом году получил премию выше обычной. Средняя доля сотрудников, которым за работу в 2020 г. заплатили бонусы выше, чем прежде, – 20,9%. Среди руководителей высшего звена таких заметно больше – 31,1%, среди рабочих меньше – 18,9%.

Топ-менеджеры «Вымпелкома» тоже получат большее вознаграждение, чем получил предыдущий менеджмент в 2019 г. По МСФО ПАО «Вымпелком» ключевым управленцам компании (гендиректору и ключевым вице-президентам) в 2020 г. начислено вознаграждение в 1,39 млрд руб. против 1,2 млрд руб. за 2019 г. Но реальные выплаты были ниже: 562 млн руб. в 2020 г. против 976 млн руб. в 2019 г.

По мнению Бирюлина, если финансовое положение компании ухудшается, акционерам имеет смысл договориться с менеджерами о том, что их доход уменьшается, но будет выплачен позже, когда они вернут ситуацию в норму. Следует согласовать план действий и поквартально следить за его выполнением до выхода компании из кризисной ситуации. Урезать доходы тех, кто должен спасать ситуацию, опасно, но можно отсрочить выплаты, считает Бирюлин.

Статьи, которые могут быть вам интересны

14.03.2013

Зарплатный «Ренессанс»

Несмотря на убытки и значительные сокращения, «Ренессанс капитал» не только выплатил бонусы за прошлый год, но и решился на редкую для российского инвестбанковского рынка вещь — массовое повышение окладов на 5-10%

11.06.2014

Кому вредит стабильность

$1 млрд за три года — такую выгоду может принести акционерам правильно заменяемый совет директоров, подсчитали в Equilar и Spencer Stuart

11.05.2018

Аналитики назвали главные причины ухода работников из российских компаний

Персонал российских компаний мотивирует «достойное денежное вознаграждение», а демотивирует «некомпетентный управленческий состав». Удержать людей проще всего, предложив им повышение зарплаты, установили аналитики компании Hays