Статьи - Новости
рынка труда

Кажется, теперь акции – это новые бонусы

31.08.2020

WTF_HR

 

Кажется, теперь акции – это новые бонусы. У топ-менеджеров международных компаний вознаграждение давно состоит в основном из акций, но теперь корпорации повадились внедрять эту практику и в вознаграждение среднего звена и даже рядовых сотрудников. Об этом сообщают сразу несколько наших источников в эйчаре международных компаний – от IT до FMCG.

 

На каждой войне – и на войне со злобным ковидлой тоже – люди совершают подвиги и их нужно вознаграждать. Да и в целом неплохо бы поддержать боевой дух людей – а заодно «приковать к батарее», чтобы не сбежали в тяжкую годину к более привлекательному работодателю. Но вот беда – результаты по прогнозам будут в лучше случае весьма средние, и больших боссов давит жаба выдавать в качестве поощрения кэш – даже героям капиталистического труда.

 

И тогда на выручну приходят они – Restricted Stock Units или RSU, то есть «ограниченные акции». Ограниченные - потому что вручить их сотруднику вручают, вот только сделать с ними до поры ничего нельзя. И по тому, как компания выстраивает политику вокруг этих самых «до поры» и «ничего», можно многое сказать о ее отношении к сотрудникам.

 

Выглядит вся история примерно следующим образом. Начальник номинирует вас как выдающегося и лояльного сотрудника, не жалевшего живота своего ради родной корпорации в последний отчетный период. Заявка проходит несколько стадий согласования, после чего в следующем цикле премирования (или, в особенных случаях, вне его) вам пишут официальное письмо в стиле «на вашем счете теперь лежат RSU на сумму X долларов». X обычно плавает в диапазоне от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч в зависимости от позиции.

 

Вы, конечно, радуетесь, но тут выясняется нюанс. Чтобы получить право пользоваться этими акциями (например, продать их и получить-таки оговоренный X долларов), нужно верноподданнически отпахать еще Y лет (в качестве Y обычно, но не всегда, выступает цифра «три»). И дальше, собственно, начинаются эти самые  много говорящие нюансы.

 

В более человечных организациях акции вестятся (то есть, отдаются а распоряжение сотруднику) равными долями в течение периода – например, по 33% от общей суммы каждый год в течение трех лет без дополнительных условий. И если так получилось, что вы уходите через два года, то вы забираете две трети от заявленной суммы плюс то, на что акции подорожали, и минус налоги.

В менее человечных вестинг всей суммы происходит разом через три года – и тогда, если вашу позицию сокращают через два года и 11 месяцев, то вам торжественно вручают клюв от воробья.

 

В особо циничных случаях все обставляется дополнительными условиями типа «ни разу за три года не завалить квартальный план», благодаря чему шансы на клюв от воробья резко растут. Но, к счастью, таких компаний минимум. Performance-based vesting выглядит разумно, если ставки высоки (см. Илон Маск (https://t.me/WTF_HR/765)), но для рядовых работяг кажется чем-то не совсем честным. К тому же все слегка усугубляется тем, что стоимость акций компании за это время теоретически может и упасть – а вместе с ней и количество долларов в премии.

 

Отдельный цирк – это объяснять  концепцию RSU сотрудникам, которые никогда до этого таким образом не вознаграждались. И тут мы, конечно, сочувствуем тем, кто этим занимается в условно «менее человечных» компаниях – ибо концепция «мы тут вам решили заплатить через три года премию неизвестной стоимости за то, что вы сделали в последний квартал» для русского человека, привыкшего к короткому горизонту планирования, мало чем отличается от бессмертной фразы Дмитрия Медведева про «денег нет, но вы держитесь».

Статьи, которые могут быть вам интересны

07.07.2019

Как правильно ставить цели менеджерам по продажам

Семь стратегий работы с продавцами в цифровую эпоху

13.07.2015

Обанкротить жадного нанимателя станет вполне реально

С октября у работников появится новый способ давления на неплательщиков зарплат

27.06.2018

Как заработать больше, мотивируя других?

Двадцать лет назад экс-глава Campbell's Soup Дуглас Конант сказал: «Для того чтобы выиграть рынок, вы должны выиграть рабочую среду своей компании».