Статьи - Новости
рынка труда

Работодателям все труднее стимулировать персонал нематериальными способами

19.09.2018

https://www.vedomosti.ru/management/articles/2018/09/19/781393-stimulirovat-personal 

 

Ведомости  

Мария Подцероб, Юлиана Петрова

 

За последние годы сотрудники российских компаний привыкли к хорошим соцпакетам и нематериальным бонусам – с 2014 г. работодатели экономят на оплате труда, взамен завлекая сотрудников обещанием карьерного роста, признанием заслуг (доски почета, похвалы и проч.) или участием в интересных проектах, говорит заместитель гендиректора кадрового холдинга «Анкор» Татьяна Баскина. Но сейчас сотрудники ценят эти стимулы меньше, чем деньги. Опрос 3000 соискателей из всех регионов России, проведенный сервисом Rabota.ru, показал: если в 2017 г. предоставляемые компаниями блага мотивировали на хорошую работу 80% работников, то в 2018 г. – 65%.

 

Давать и отнимать

 

Разочарования объясняются тем, что компании одной рукой предлагают льготы, а другой сразу их отбирают – они заботятся о сотрудниках только на словах, полагает партнер «Экопси консалтинга» Григорий Финкельштейн. Он приводит в пример компанию, которая раздала сотрудникам корпоративные членские карточки фитнес-клуба, но при этом одобрительно относилась к тому, что сотрудники задерживались на работе до девяти часов вечера и не успевали ходить в фитнес-клуб. Недоверие работников к неденежному стимулированию часто проистекает из-за отсутствия единых для всего руководства стандартов общения с сотрудниками, добавляет Финкельштейн: например, директор по персоналу доброжелателен и пытается завоевать доверие, а начальники отделов регулярно звонят сотрудникам в 11 часов вечера и устраивают головомойку.

 

Российские компании в половине случаев не исполняют обязательств по неденежной мотивации, потому что знают: по закону их могут наказать только за невыплату зарплаты, говорит эксперт по управлению персоналом Strategic Business Partners Елена Каминская.

 

Безразличны к бренду и  офису

 

Респонденты Rabota.ru назвали неденежные стимулы, которые больше всего мотивируют к работе. Для работников всех профессий и возрастных групп оказался важен коллектив, возможности карьерного роста, а также интересные задачи и проекты, в которых предлагается участвовать сотруднику. Год назад, в 2017 г., респонденты сообщили, что интересные проекты им важнее продвижения по службе, а сейчас они предпочитают карьерный рост. В кризис компании мало кого повышали, люди засиделись на своих местах, устали от одних и тех же обязанностей, их даже новые задачи перестали привлекать на надоевшей должности, полагает Каминская. Исследования «Анкора» тоже показывают, что чаще всего сотрудники уходят с работы из-за того, что ничего не меняется: ни зарплата, ни должность, говорит Баскина.

 

Часть российских компаний изучают потребности работников в льготах путем опросов – они хотят понять, что для сотрудников действительно важно, какими предлагаемыми компанией льготами они пользуются, какие льготы им неинтересны, а каких не хватает, говорит эксперт Korn Ferry Анна Ларионова. Такой подход, по ее словам, позволяет также сэкономить деньги, упразднив ненужные льготы.

 

Страховка в цене

 

Согласно опросу Rabota.ru, в пакетах неденежных льгот и нематериальных бонусов много услуг, не нужных работнику. Безразличнее всего они относятся к занятиям спортом за счет работодателя, красивому офису с зонами отдыха, а также к бренду фирмы. Например, программы ДМС сотрудникам важнее бренда, хотя и не намного. Полис ДМС за собственные деньги рядовому сотруднику не по карману и многие это понимают, говорит Каминская. По ее наблюдениям, за последние годы работники стали более прагматичными, любую неденежную льготу они переводят в деньги и высчитывают, сколько смогут сэкономить благодаря ей, говорит Каминская. По результатам исследования Korn Ferry, подавляющее большинство компаний предлагают корпоративные страховки ДМС, потому что это ценится сотрудниками.

 

В пакете неденежных бонусов растет вес материальных льгот, таких как ДМС, значимость нематериальных снижается, показывает опрос Rabota.ru. И люди все меньше готовы от них отказываться в обмен на прибавку к зарплате. По данным исследования, число не готовых за год выросло почти вдвое – с 19 до 34%. По данным рекрутинговой компании Antal Russia, все больше сотрудников хотят самостоятельно выбирать наиболее важные для них льготы из списка, предложенного работодателем, а не отдавать это на откуп отделу персонала.

 

Хватит и зарплаты

 

Между социальными льготами и зарплатами существует отрицательная корреляция: чем щедрее на предприятии зарплаты, тем скромнее социальный пакет, показало недавнее совместное исследование «Ведомостей» и «Анкора». Были опрошены 297 менеджеров и директоров по персоналу, а также владельцев и гендиректоров предприятий. 65% респондентов сообщили, что жалованье их сотрудников соответствует среднему по рынку, 21% платят зарплаты выше среднерыночных, а 13% – ниже. Выяснилось, что работодатели, которые платят сотрудникам зарплаты выше среднерыночных, предлагают гораздо меньший пакет льгот, чем компании, зарплаты в которых соответствуют среднерыночным. По всем респондентам доля тех, кто оплачивает полисы ДМС работникам, – 80%. А среди тех, кто платит зарплаты выше средних по рынку, – лишь 57%. То же самое происходит и с оплатой дополнительного образования сотрудников. Так делает 71% всех опрошенных компаний, но лишь 52% предприятий с зарплатами выше среднерыночных.

 

Целевой расход

 

Если работодатель предлагает сотрудникам щедрые социальные льготы, он делает это ради собственной выгоды, объясняет Финкельштейн. Например, ДМС работодатель оплачивает сотруднику, чтобы тот был здоров и не пропускал работу, бесплатные обеды предлагает, чтобы сотрудник не потерял работоспособность, а бесплатные путевки в дом отдыха – чтобы восстановил силы для работы. По словам Финкельштейна, работодатели хорошо понимают: если просто повысить зарплату, это не приведет к росту производительности труда – сотрудник не обязательно потратит прибавку к зарплате на поддержание хорошей работоспособности: на посещение врача, отдых или обед.

 

Эффект от корпоративного обучения рассчитать сложнее – зачем оно нужно и насколько действительно полезно для повышения производительности труда? Большинство директоров по персоналу, говорит Финкельштейн, не могут ответить на эти вопросы. Они руководствуются соображениями моды, замечает эксперт, а в результате проводят обучение, не нужное ни сотрудникам, ни компании.

 

Производительность труда в краткосрочной перспективе лучше всего повышать материальными стимулами, например премией за хорошую работу по решению руководства, считает Ларионова. Раньше работодателям удавалось экономить деньги и мотивировать сотрудников нехитрыми нематериальными способами, а сейчас это делать намного сложнее, считает эксперт.

Статьи, которые могут быть вам интересны

22.05.2013

Рост рынка корпоративного образования неожиданно замедлился

Бюджеты российских компаний на обучение сотрудников не смогли превысить докризисный уровень

26.11.2014

Аналитики рассказали о планах «Ростелекома» увольнять по 10 тысяч работников ежегодно

В ближайшие три года ведущий российский оператор связи «Ростелеком» планирует сокращать по 10-12 тысяч работников ежегодно

25.06.2018

Акционеры «Аэрофлота» впервые не одобрили бонусы на 187,3 млн руб.

Члены совета директоров «Аэрофлота» не получат вознаграждение в размере 187,3 млн руб. по долгосрочной программе мотивации. От голосования по этому вопросу воздержался контролирующий акционер компании — Росимущество