Статьи - Новости
рынка труда

«Ростех» хочет избавиться от 40 000 неэффективных управленцев

21.04.2015

Vedomosti

21.04.15, Юлиана Петрова

 

«Ростех» хочет избавиться от 40 000 неэффективных управленцев

Эксперты считают, что подход у госкорпорации неправильный, а цифра взята с потолка

 

За два года госкорпорация «Ростех» планирует сократить около 50% из 85 000 своих управленцев. Анна Шарипова, начальник департамента организационного развития госкорпорации «Ростех», уверяет, что суть изменений не в пропорциональном сокращении, а в оптимизации уровней управления корпорацией. По ее словам, громоздкая иерархия и чрезмерное количество административного персонала увеличивают сроки прохождения решений из центра в холдинги (коих в составе корпорации 15) и оттуда на предприятия (их почти 700), а также затрудняют получение обратной связи с предприятий. В одном только центральном аппарате, насчитывающем 620 сотрудников, пять уровней управления – от генерального директора до начальников отделов. Начать оптимизацию в «Ростехе» решили именно с центрального аппарата – до 1 сентября 2015 г. планируется сократить половину управленческого персонала в госкорпорации.


Кто именно в структурах «Ростеха» является лишним, определит аудит. Как рассказала Шарипова, оценку пройдут все сотрудники госкорпорации, начиная от заместителей генерального директора и заканчивая секретарями. Специалисты будут оцениваться прежде всего по знаниям, опыту и профессиональным навыкам, а руководители всех уровней – по управленческим навыкам, наличию лидерских способностей и умению организовывать командную работу. В результате оптимизации расходы на персонал сократятся не на 50%, а на 10%. По словам Шариповой, произойдет повышение средней зарплаты по корпорации. «Ростех» выйдет на рыночный уровень оплаты труда, привлекательный, в частности, для топ-менеджеров из крупных коммерческих структур.


Вписаться в норматив


Откуда взялась цифра в 40 000 человек, если «Ростех» еще не провел аудит и не знает, где и сколько у него лишних людей, эксперты не понимают. Но в пресс-релизе «Ростеха» содержатся разъяснения: сейчас доля административно-управленческого аппарата в общей численности сотрудников «Ростеха» составляет 18% (85 000 человек), тогда как в крупнейших мировых компаниях – конкурентах «Ростеха» этот показатель составляет 5–10%. Речь идет о международных военно-промышленных корпорациях: United Technologies Corporation (UTC), General Electric, Boeing, Siemens и др. Вот «Ростех» и хочет вписаться в норматив.


Заграничный размер


В корпорации Boeing, по ее собственным данным, при общей численности 165 500 человек на конец 2014 г. насчитывалось 10 700 человек административно-управленческого персонала (8%). Львиная доля этих людей занята в единых центрах обслуживания (Boeing Share Services Group), которые предоставляют всей корпорации широкий набор офисных услуг: от бухучета и подбора кадров до оформления командировок. В презентации Boeing, посвященной итогам проекта, говорится, что главной целью компании было сокращение административных издержек. Проект по созданию единых центров обслуживания в Boeing, стартовавший в 1999 г., за 10 лет дал корпорации экономию в $1,4 млрд, а численность административного персонала снизилась более чем на 30% естественным путем – за счет исключения дублирующих функций.


Однако успешные западные корпорации вряд ли занимались подгонкой численности менеджеров под какие-либо нормативы, полагают эксперты. Сокращение лишних менеджеров является лишь следствием мер по повышению эффективности управления, говорит президент «Экопси-консалтинга» Марк Розин.


Анна Кофф, старший партнер компании RosExpert, уверяет, что наблюдала в России много реструктуризаций, которые закончились неудачно, потому что их целью было не повышение эффективности, а только сокращение численности: «На места спускали разнарядки, что нужно уволить 30% персонала. И на предприятиях увольняли специалистов, на которых стоял бизнес, но которые были самыми безответными, и оставляли аппарат нетронутым».


Однако оптимизация «Ростеху» в любом случае необходима. Сама пропорция – 85 000 управленцев при общей численности сотрудников 500 000 человек, – по словам Розина, свидетельствует о высокой степени неэффективности управленческого персонала.


Оценить бессмысленность


По мнению экспертов, если «Ростех» хочет оптимизироваться, действовать надо иначе: не бросаться сокращать людей, а сначала усовершенствовать бизнес-процессы. И только затем избавляться от лишних сотрудников. Оптимизация организационной архитектуры может дать до 50–60% сокращения численности, оптимизация процессов – до 30%, а интенсификация труда, в том числе сокращение персонала, лишь 15–20%, говорит Розин. Если этапы оптимизации оргструктуры и бизнес-процессов отложить на потом, может получиться как в другой российской компании, напоминает Розин: «Они сделали много оптимизационных проектов, а когда подвели итоги, оказалось, что потратили много времени на оптимизацию цехов, которые через год были закрыты за ненужностью».


Если «Ростех» разошлет по предприятиям комиссии, которые начнут искать бездельников в каждом отделе, это будет абсолютно бессмысленный труд, потому что многие отделы надо просто ликвидировать, полагает эксперт. Правильный подход, по мнению Розина, сначала оптимизировать организационную структуру, в том числе централизовать функции, укрупнить подразделения, сократить лишние отделы, а затем уже уменьшать количество людей в подразделениях.


Шарипова говорит, что в результате аудита будет сформулирована программа оптимизации как численности управленцев, так и уровней иерархии. В масштабах «Ростеха» подобный комплексный аудит обещает стать громадной работой. Чуть ли не все два года, отведенные на оптимизацию, уйдут просто на анализ. Кофф указывает на то, что задачи кадрового аудита и анализа оргструктуры совершенно разные и для них нужны люди разной квалификации. Их не получится делать одновременно. Чтобы оптимизировать оргструктуру на большом предприятии с 10 000 сотрудников (в том числе с 2000 управленцев), нужно два-три высококвалифицированных специалиста и месяца три. А чтобы провести аттестацию людей, нужна бригада из 20 специалистов совершенно другой квалификации – психологов, социологов – и тоже три месяца.


Допустим, в assessment-центре бригада из пяти человек за день оценивает 20 человек, за месяц они оценят 400 человек, подсчитал Розин. Значит, чтобы аттестовать 40 000 человек, нужно 100 месяце-бригад. Иными словами, 10 бригад по пять человек смогут оценить весь персонал «Ростеха» за 10 месяцев – не считая полугода, который сначала придется потратить на разработку полного комплекта тестов и методик оценки.


Идите с миром


«Эти 40 000 человек что-то делают, пусть мало и плохо. Если не было предварительной оптимизации оргструктуры, функции уволенных просто передадут их коллегам. И тут возникнут серьезные сложности, тем более что люди привыкли работать мало, а придется работать вдвое больше», – говорит Розин. Такой большой объем сокращений без серьезной предварительной оптимизации и автоматизации может привести к сбоям в ключевых процессах, уверен эксперт.


Кроме того, велик и риск роста социальной напряженности. Если начнутся протесты в тех городах, где предприятия «Ростеха» входят в число градообразующих, власти могут посоветовать «Ростеху» умерить активность реформ, полагает Розин. В «Ростехе» же говорят, что все сокращаемые сотрудники получат компенсацию по закону, а также возможность перепрофилироваться. Шарипова указывает на удачный опыт 20%-ного сокращения сотрудников «АвтоВАЗа» в 2014 г. «АвтоВАЗ» является градообразующим предприятием, тем не менее социальной напряженности не возникло: многие сотрудники, особенно пенсионного и предпенсионного возраста, охотно приняли предложение о сокращении с условием компенсационных выплат.


Оптимизации управленцев «Ростеху» все равно будет недостаточно, чтобы сравняться в эффективности с зарубежными оборонно-промышленными корпорациями. Слишком велико отставание в производительности труда. Так, по итогам 2014 г. на каждого сотрудника Boeing приходилось по $548 314 выручки в год, на сотрудника UTC – по $307 800 в год. В «Ростехе» же в 2013 г. (за 2014 г. данных нет) на одного сотрудника пришлось всего $67 000. И даже если уволить из «Ростеха» все 85 000 управленцев, это не решит проблему повышения эффективности. 



Статьи, которые могут быть вам интересны

01.07.2012

Как рассчитать экономическую эффективность персонала компании

По мнению гендиректора, подбор персонала можно частично или полностью переложить на линейных руководителей, а на зарплате рекрутеров сэкономить.

03.02.2014

Бонусы становятся сложнее

На каждую попытку властей сократить бонусы банки придумывают хитроумный способ, как обойти ограничения. Не справиться им разве что со снижением прибыли

11.06.2014

Кому вредит стабильность

$1 млрд за три года — такую выгоду может принести акционерам правильно заменяемый совет директоров, подсчитали в Equilar и Spencer Stuart