Статьи - Новости
рынка труда

«Ростелеком» поработает с кадрами

13.03.2018

Владислав Новый

 

Оператор продолжит сокращать сотрудников

 

«Ростелеком» за последние три года уволил 25,2 тыс. сотрудников в ходе курса на трансформацию из классического оператора фиксированной связи в провайдера цифровых сервисов. По итогам компания увеличила среднюю выручку на сотрудника на 21%, до 2,3 млн руб. в год, но по-прежнему в разы отстает от уровня крупнейших российских сотовых операторов. До 2020 года «Ростелеком» готовится сократить еще 14–24 тыс. человек, но процесс могут осложнить профсоюзы.

В 2017 году «Ростелеком» сократил 8,8 тыс. сотрудников, на конец года в компании работало 133,7 тыс. человек, следует из материалов оператора к годовой отчетности по международным стандартам. Это подтвердил “Ъ” представитель «Ростелекома». Сокращения — часть программы повышения операционной эффективности, запущенной в «Ростелекоме» в 2014 году при прежнем президенте оператора Сергее Калугине. К концу 2014 года в компании работало 158,8 тыс. сотрудников. В 2015 году их число сократилось на 5,6%, до 149,9 тыс. В 2016 году уволили еще 4,9%, до 142,5 тыс. человек. В 2017 году темп сокращений ускорился до 6,2%. Сначала «Ростелеком» планировал сокращать сотрудников на 7–10% в год до 2018 года. В декабре 2015 года стратегию обновили, установив цель по численности персонала в 2020 году — 110–130 тыс. человек.

Темп сокращения персонала «Ростелекома» в абсолютных цифрах будет снижаться, а целевая численность сотрудников в рамках стратегии компании составляет 110–120 тыс. человек, уточнил “Ъ” финансовый директор «Ростелекома» Кай-Уве Мельхорн. «С переходом на цифру будут и частичные увольнения, и наем сотрудников с новыми digital-компетенциями. Мы также способствуем проектам переквалификации, это достаточно большие инвестиции в развитие персонала. Мы даем сотрудникам возможность обучаться цифровым навыкам»,— подчеркнул господин Мельхорн.

В 2016 году оптимизация штата позволила снизить расходы на персонал на 1%, отмечалось в годовом отчете «Ростелекома». Но в 2017 году расходы на персонал вновь выросли — на 3%, до 93,4 млрд руб. В материалах оператора поясняется, что на это повлияло начисление резерва по новой программе долгосрочной мотивации, переход на новую корпоративную пенсионную программу, а также рост фонда оплаты труда в связи с изменением структуры персонала, обусловленным цифровой трансформацией. «Ростелеком» ставит задачу увеличить выручку на сотрудника и сократить долю фонда оплаты труда в общем объеме расходов, рассказал “Ъ” президент оператора Михаил Осеевский.

В 2014 году выручка на одного сотрудника «Ростелекома» составляла 1,9 млн руб., а по итогам 2017 года достигла 2,3 млн руб. По этому уровню «Ростелеком» уступает крупнейшим сотовым операторам, констатирует аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. В МТС этот показатель по итогам 2016 года составил 6,3 млн руб. в «МегаФоне» — 9,9 млн руб., в «Вымпелкоме» — 11,6 млн руб. У операторов фиксированной связи выше расходы на персонал, в том числе на настройщиков оборудования, которые проводят интернет в домохозяйства, поясняет господин Либин: если у трех сотовых операторов затраты на персонал составляют 8–10% от выручки, то у «Ростелекома» — около 30%. По этому показателю «Ростелеком» ближе к немецкому телекоммуникационному гиганту Deutsche Telekom, считает аналитик. Так, в 2017 году расходы Deutsche Telekom на персонал составили €15,5 млрд при 216,5 тыс. сотрудников и выручке €74,9 млрд. То есть на фонд оплаты труда пришлось 20,7% выручки, а выручка на сотрудника составляла €346,2 тыс. в год (по сравнению примерно с €34,9 тыс. в «Ростелекоме» по средневзвешенному курсу за 2017 год).

«Ростелеком» давно взял курс на оптимизацию, чтобы сделать компанию компактной, при этом часть сотрудников была выведена из штата на аутсорсинг с сохранением функций, отмечает председатель профсоюза работников связи России Анатолий Назейкин. При этом официальной информации о планируемых в «Ростелекоме» увольнениях до 23,7 тыс. человек к 2020 году в профсоюз не поступало, подчеркивает он. Это очень серьезное сокращение — если планы подтвердятся, подчеркивает господин Назейкин, профсоюз готов вступить с «Ростелекомом» в переговоры, на которых будет обсуждаться судьба каждого сокращаемого сотрудника.

 

«Компания будет становиться более компактной»

О кадровой политике и стратегии цифровой трансформации «Ростелекома» “Ъ” рассказал президент оператора Михаил Осеевский.

— По стратегии «Ростелекома» целевая численность персонала компании в 2020 году составляет 110–130 тыс. человек. Какой показатель вы видите в будущем?

— Мы 21 марта представим обновленную стратегию развития и расскажем, как видим наши цели на 2022 год. Но конечно, компания будет становиться более компактной. Почему? В первую очередь мы продолжаем глобальную модернизацию телефонных сетей. Переходим на новые решения, когда фактически телефония становится облачным сервисом и будет не нужно огромное количество АТС по всей стране, которое есть на сегодня. Меняется подход и к специалистам коммерческого блока, к продавцам. Потому что сегодня нашей компании надо продавать не только и не столько классические услуги — ШПД или VPN например, нам надо продавать сложные интеллектуальные сервисы, не набор услуг, а комплексное решение задач клиента «под ключ». Мы смотрим не просто на показатель общей выручки, а таргетируем выручку по отдельным продуктам. От этого зависит мотивация персонала. Мы стремимся делать оптимизацию персонала эволюционной, много инвестируем в человеческий капитал, в переподготовку, в развитие цифровых компетенций сотрудников.

Мы видим «Ростелеком» как цифрового партнера для населения, бизнеса и государства, поэтому требования к компетенциям сотрудников меняются. Этот процесс идет уже несколько лет, он связан не только с технологическими изменениями, но и с продуктовыми, организационными. У нас появляется больше людей, которые обладают компетенциями в ключевых для будущего компании направлениях: дата-центры, облачные технологии, кибербезопасность и др. Мы создаем цифровые продукты для государства и социальной сферы, например для образования и здравоохранения, поэтому для нас принципиально важны качественные изменения персонала, а не количественные. Это важнейшее условие успешной реализации нашей стратегии.

 

Как «Ростелеком» поработает с кадрами

О кадровой политике и стратегии цифровой трансформации «Ростелекома» “Ъ” рассказал президент оператора Михаил Осеевский.

— Сохраняется ли цель сокращения фонда оплаты труда?

— Знаете, мы ставим себе другие цели, связанные с повышением эффективности бизнеса. Если компания развивает бизнес, увеличивает финансовые показатели, то зачем сокращать фонд оплаты труда? Мы ставим задачу увеличения выручки на одного сотрудника и сокращения доли фонда оплаты труда в общем объеме расходов. Для нас важны структурные сдвиги, а не только абсолютные цифры.

— На каких мировых операторов вы равняетесь при трансформации?

— Мы внимательно анализируем работу глобальных игроков и в Америке, и в Азии, и в Европе. К сожалению, по отдельным критериям нам до них далеко. Вообще, услуги связи в нашей стране очень дешевые, об этом все говорят, начиная с министра. Средний чек Tele2 — 250 руб., или $4,5. В США это несколько десятков долларов, поэтому сравнивать нас с ними очень сложно. Хотя с точки зрения развития мы видим, что наши пути совпадают. Они по-прежнему очень много внимания уделяют фиксированной связи, расширяют возможности сетей и доступные скорости передачи данных, поскольку увеличиваются объемы трафика. Общий тренд, что все операторы — и фиксированные, и мобильные — стремятся стать глобальными кросс-отраслевыми игроками, выходя в смежные области. И «Ростелеком» уже оказывает не только услуги связи.

— Насколько корректно сравнение «Ростелекома» по показателю выручки на сотрудника с нашими сотовыми операторами? Сейчас «Ростелеком» значительно им уступает.

— Некорректно, потому что у нас разные технологии. Наша компания по-прежнему поддерживает миллионы километров сетей фиксированной телефонии в России. В каждый населенный пункт проложены кабели, что требует больших расходов на эксплуатацию. В силу таких технологических отличий нас сравнивать неправильно.

— Какие в «Ростелекоме» планируются программы стимулирования персонала?

— В компании действует программа долгосрочной мотивации, которая основана на принципе софинансирования покупки акций сотрудниками. Ее участником может стать любой сотрудник, предусмотрены варианты дополнительного вознаграждения, в том числе в зависимости от индивидуальных результатов. Главный драйвер программы — рост капитализации, в котором должен быть заинтересован весь персонал. Также есть корпоративная пенсионная программа, она основана на принципах солидарного участия компании и сотрудников в формировании пенсионного капитала, там также на размер взносов влияют индивидуальные результаты.

Цифровая трансформация требует привлечения специалистов новой формации, новых специальностей, которых просто еще не было несколько лет назад. Но мы также заинтересованы, чтобы те, кто уже работает в компании, могли влиться в мейнстрим, получить новые цифровые компетенции. Все-таки это люди, которые привержены «Ростелекому», отдали ему значительную часть своей жизни. Каждый может измениться.

— В последние годы в «Ростелекоме» сокращали и руководящий персонал. Оптимальна ли по количеству управленческая прослойка в компании или будет дальнейшее сокращение?

— Нет ни одного руководителя крупной корпорации, который бы считал систему управления оптимальной. Все непрерывно думают, как меняться к лучшему. Цифровая трансформация, автоматизация бизнес-процессов идут и внутри компании, что естественным образом высвобождает в том числе часть административно-управленческого персонала. Также стараемся переходить к более плоской модели управленческой структуры — это с одной стороны. С другой стороны, мы приверженцы передачи большего объема функций в региональные офисы с целью повышения их статуса, увеличения возможностей и потенциала.

В такой огромной компании, как «Ростелеком», невозможно всем управлять из одной точки, поэтому мы ищем баланс между централизацией и децентрализацией. Этот процесс идет непросто, сейчас приоритетное внимание уделяется региональным филиалам: мы меняем всю систему планирования, управления, целеполагания, оценки. И мы действительно хотим, чтобы руководитель филиала в «Ростелекоме» был человеком, который входит в региональную элиту. У него должны быть все возможности и полномочия, чтобы реализовывать наши общекорпоративные цели, быть значимым партнером для региональной власти и бизнеса.

Статьи, которые могут быть вам интересны

01.10.2012

Золотые парашюты: что следует учитывать при их разработке?

В ноябре 2011 года Совет Федераций одобрил правки в Налоговый кодекс, согласно которым с 2012 года золотые парашюты также, как и другие доходы физических лиц, будут облагаться НДФЛ

13.07.2016

Члены правления АФК «Система» купили около 0,08% ее акций примерно на 123,9 млн рублей

С 1 по 12 июля члены правления АФК «Система» купили ее акций на 123,9 млн руб., следует из информации, раскрываемой компанией. Они приобретали их, следуя принятой советом директоров программе участия высшего менеджмента в капитале корпорации...

03.02.2021

Что ждет сотрудников и работодателей в 2021 году

Тенденции в управлении персоналом будет определять восемь новых факторов