Статьи - Новости
рынка труда

Новости рынка труда

07.04.2010

Григорий Милов
Ведомости, 61 (2579) от 07.04.2010

 

Самые ценные кадры

 

Финансовые компании, работающие в России, отреагировали на кризис увеличением усилий по измерению результативности сотрудников и повышением фиксированных зарплат, утверждают консультанты PwC. Значительных изменений в долгосрочных компонентах вознаграждения практически не заметно, отмечают они.


Чуть меньше 10% компаний финансового сектора не проводили с июня 2009 г. пересмотра заработных плат и не планируют этого делать в ближайшее время, обнаружили специалисты международной аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC). Практика регулярных пересмотров заработных плат существует у 98% респондентов, отметили консультанты.

Почти половина респондентов (48%) пересмотр уже провели, 32% — запланировали, еще 10% не приняли окончательного решения. Те компании, которые пересмотр провели или запланировали, можно разделить на две группы, говорит Ксения Денисова, менеджер отдела консультационных услуг по вопросам управления персоналом PwC. В первой повышение так или иначе коснулось всех или большинства сотрудников, во второй было произведено выборочно, для отдельных сотрудников или некоторых категорий. «Это решение компании в условиях ограниченного бюджета: удержать и мотивировать не всех, а именно ключевых сотрудников» — так охарактеризовала эту группу Денисова. Среди осуществивших пересмотр таких компаний половина, среди запланировавших — только четыре. Прибавки к зарплатам самым ценным менеджерам в них оказались даже выше, чем в остальных компаниях выборки. Если средний процент повышения в первой группе составляет 11%, то во второй он заметно выше: для менеджеров среднего звена — 17% (медианное значение 13%), для руководителей высшего звена (членов правления) — 24% (медианное значение 15%).

В списке участников были инвестбанки, в том числе зарубежные, говорит Денисова. В некоторых из них были значительно пересмотрены системы оплаты труда, сказала она. По рекомендациям регулирующих органов в ряде стран бонусы были заметно ограничены. Такие изменения коснулись и российских подразделений международных банков. Чтобы удержать руководящих и ключевых сотрудников, в ряде случаев было принято решение о повышении зарплат.

Если верить результатам российского исследования PwC, бонусы были отменены лишь в меньшинстве (9%) компаний-участников. 42% респондентов их уже выплатили, 27% — планируют выплатить, остальные пока не определились. Да и долгосрочные компоненты вознаграждения в России особых изменений не претерпели, считает Денисова. Вот только используются они не слишком часто — в 31% финансовых компаний. Из них практически все произвели или планируют произвести выплаты согласно планам, утверждают консультанты.

Результаты не удивляют Галину Березовскую, руководителя проекта мониторинга изменений в управлении персоналом Pyndex. По данным этого мониторинга, цифры получаются немного другие, но общие тенденции те же, говорит она. По данным Pyndex, к маю 2010 г. повысят оклады 63% участников мониторинга, не планируют никаких изменений 27%, о сокращении окладов говорят лишь 6% респондентов.

В самом большом выигрыше, по данным Pyndex, оказались не руководители высшего звена, а уникальные и ключевые специалисты.

Подобная статистика в отношении вознаграждений дает осмысленные результаты в случае больших выборок, полагает Сергей Львов, гендиректор Axes Management. Например, в случае рядовых сотрудников, когда нетрудно получить данные о зарплатах нескольких сотен или тысяч человек. В случае руководителей высшего звена все сложнее. Выборки получаются маленькие. Когда Axes Management к отраслевым обзорам зарплат добавляет позиции уровня вице-президента, часто получается довольно странная картина, отмечает Львов. К тому же не секрет, что консалтинговые компании все чаще используют обзоры заработных плат в маркетинговых целях. Клиенты охотнее заказывают услуги у консультантов с более оптимистичными взглядами на повышение вознаграждений, утверждает Львов.

Одним из главных последствий кризиса, по словам Денисовой, стал рост числа компаний, озаботившихся измерением результативности сотрудников. В кризисные 2008 и 2009 годы резко увеличилось число компаний, начавших внедрение подобных систем, говорит она. Наиболее популярными являются оценка по целям и оценка по компетенциям. Они используются в 50-80% компаний в зависимости от уровня должности и рода деятельности сотрудника. К примеру, для руководителей среднего звена оценка по целям используется наиболее часто — в 80% компаний. Оценка по компетенциям занимает второе место по популярности среди всех категорий.

 

Малые выборки

В исследовании PwC приняли участие 59 российских и международных финансовых организаций различного размера и направления деятельности. В мониторинге Pyndex приняли участие 96 компаний, в том числе 20 из финансовой сферы.

Статьи, которые могут быть вам интересны

31.07.2012

Когда бонусы обязательны

Однажды в пятницу, перед обедом я оказался в офисе у своего клиента и нечаянно подслушал, как его служащие обсуждали «пятничную пиццу»: за выполнение недельной нормы продаж этот парень имел обыкновение раскошеливаться на пиццу...

04.11.2015

Чем поощрить сотрудников, если денег на бонусы нет, а акции дешевеют

Высокотехнологичные компании внедряют новые схемы долгосрочного вознаграждения

06.04.2018

Какой компенсационный пакет у членов совета директоров и какие факторы на него влияют

Как правило, членами совета директоров (СД) крупных компаний являются люди, имеющие более 30 лет опыта, из них как минимум 10 последних лет на высших управленческих позициях — например, CEO или CFO...