Статьи - Новости
рынка труда

Новости рынка труда

07.04.2010

Григорий Милов
Ведомости, 61 (2579) от 07.04.2010

 

Самые ценные кадры

 

Финансовые компании, работающие в России, отреагировали на кризис увеличением усилий по измерению результативности сотрудников и повышением фиксированных зарплат, утверждают консультанты PwC. Значительных изменений в долгосрочных компонентах вознаграждения практически не заметно, отмечают они.


Чуть меньше 10% компаний финансового сектора не проводили с июня 2009 г. пересмотра заработных плат и не планируют этого делать в ближайшее время, обнаружили специалисты международной аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC). Практика регулярных пересмотров заработных плат существует у 98% респондентов, отметили консультанты.

Почти половина респондентов (48%) пересмотр уже провели, 32% — запланировали, еще 10% не приняли окончательного решения. Те компании, которые пересмотр провели или запланировали, можно разделить на две группы, говорит Ксения Денисова, менеджер отдела консультационных услуг по вопросам управления персоналом PwC. В первой повышение так или иначе коснулось всех или большинства сотрудников, во второй было произведено выборочно, для отдельных сотрудников или некоторых категорий. «Это решение компании в условиях ограниченного бюджета: удержать и мотивировать не всех, а именно ключевых сотрудников» — так охарактеризовала эту группу Денисова. Среди осуществивших пересмотр таких компаний половина, среди запланировавших — только четыре. Прибавки к зарплатам самым ценным менеджерам в них оказались даже выше, чем в остальных компаниях выборки. Если средний процент повышения в первой группе составляет 11%, то во второй он заметно выше: для менеджеров среднего звена — 17% (медианное значение 13%), для руководителей высшего звена (членов правления) — 24% (медианное значение 15%).

В списке участников были инвестбанки, в том числе зарубежные, говорит Денисова. В некоторых из них были значительно пересмотрены системы оплаты труда, сказала она. По рекомендациям регулирующих органов в ряде стран бонусы были заметно ограничены. Такие изменения коснулись и российских подразделений международных банков. Чтобы удержать руководящих и ключевых сотрудников, в ряде случаев было принято решение о повышении зарплат.

Если верить результатам российского исследования PwC, бонусы были отменены лишь в меньшинстве (9%) компаний-участников. 42% респондентов их уже выплатили, 27% — планируют выплатить, остальные пока не определились. Да и долгосрочные компоненты вознаграждения в России особых изменений не претерпели, считает Денисова. Вот только используются они не слишком часто — в 31% финансовых компаний. Из них практически все произвели или планируют произвести выплаты согласно планам, утверждают консультанты.

Результаты не удивляют Галину Березовскую, руководителя проекта мониторинга изменений в управлении персоналом Pyndex. По данным этого мониторинга, цифры получаются немного другие, но общие тенденции те же, говорит она. По данным Pyndex, к маю 2010 г. повысят оклады 63% участников мониторинга, не планируют никаких изменений 27%, о сокращении окладов говорят лишь 6% респондентов.

В самом большом выигрыше, по данным Pyndex, оказались не руководители высшего звена, а уникальные и ключевые специалисты.

Подобная статистика в отношении вознаграждений дает осмысленные результаты в случае больших выборок, полагает Сергей Львов, гендиректор Axes Management. Например, в случае рядовых сотрудников, когда нетрудно получить данные о зарплатах нескольких сотен или тысяч человек. В случае руководителей высшего звена все сложнее. Выборки получаются маленькие. Когда Axes Management к отраслевым обзорам зарплат добавляет позиции уровня вице-президента, часто получается довольно странная картина, отмечает Львов. К тому же не секрет, что консалтинговые компании все чаще используют обзоры заработных плат в маркетинговых целях. Клиенты охотнее заказывают услуги у консультантов с более оптимистичными взглядами на повышение вознаграждений, утверждает Львов.

Одним из главных последствий кризиса, по словам Денисовой, стал рост числа компаний, озаботившихся измерением результативности сотрудников. В кризисные 2008 и 2009 годы резко увеличилось число компаний, начавших внедрение подобных систем, говорит она. Наиболее популярными являются оценка по целям и оценка по компетенциям. Они используются в 50-80% компаний в зависимости от уровня должности и рода деятельности сотрудника. К примеру, для руководителей среднего звена оценка по целям используется наиболее часто — в 80% компаний. Оценка по компетенциям занимает второе место по популярности среди всех категорий.

 

Малые выборки

В исследовании PwC приняли участие 59 российских и международных финансовых организаций различного размера и направления деятельности. В мониторинге Pyndex приняли участие 96 компаний, в том числе 20 из финансовой сферы.

Статьи, которые могут быть вам интересны

07.09.2012

«Ростелеком» привязал бонусы менеджеров к предотвращению бизнес-рисков

«Ростелеком» в ближайшее время примет новую программу по управлению рисками, рассказали «Ведомостям» два участника совета директоров оператора. Автор программы — новый вице-президент «Ростелекома» по стратегии Михаил Магрилов, пришедший в компанию из конс

14.11.2007

Переплаты на местах

Вознаграждения российских банкиров в скором времени сравняются с зарплатами топ-менеджеров крупнейших западных банков.

31.03.2017

Менеджеры «Мегафона» получат меньше бонусов за 2016 год

Бонусные выплаты сотрудников «Мегафона» в 2016 г. будут существенно ниже, чем выплаты предыдущих лет, рассказали «Ведомостям» знакомые нескольких менеджеров оператора...